пятница, 26 мая 2023 г.

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация

В этой статье рассматриваются юридические аспекты использования технологии ИИ, так как в современном цифровом пространстве данный вопрос является важным и актуальным. Технологии ИИ оказывают огромное влияние на самые различные сферы жизнедеятельности: медицина, искусство, транспорт и т.д. Данные технологии могут нести в себе либо пользу, либо серьёзный вред. Возникают некоторые юридические проблемы из-за введения в оборот искусственного интеллекта.

Из-за чего существует необходимость в регулировании разработки и применения ИИ путём установления правовых норм, правил и ограничений. Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальные технологии, робототехника, правовое регулирование, законодательство, юридические проблемы. Прежде чем перейти к правовым аспектам использования ИИ, нужно ответить на вопрос: что же такое искусственный интеллект ? В современной юридической литературе существуют различные определения данного понятия. Одно из них гласит, что ИИ – это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Среди актуальных юридических вопросов в сфере применения технологий ИИ можно выделить такие вопросы, как выработка нормативного легального определения понятия «Искусственный интеллект», природа ИИ и его ключевые признаки, проблема ответственности за вред, который может быть причинен ИИ и может даже его влияние на юридическую профессию.

С целью решения вышеперечисленных проблем был принят ряд НПА, среди которых, например, можно выделить: Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ, Распоряжение от 19.08.2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» И т.д.

 Фундаментальным правоустанавливающим правовым актом в области применения искусственного интеллекта в России является Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (далее – Указ № 490), согласно преамбуле которого основными целями регулирования данной области являются: обеспечение ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации; проведение различного рода исследований в области ИИ; повышение доступности информации; совершенствование системы подготовки кадров в данной области. Указом № 490 даны определения базовым понятиям в регулируемой отрасли: ИИ, технологии искусственного интеллекта, перспективные методы искусственного интеллекта, смежные области использования искусственного интеллекта и т.д. Также среди НПА можно выделить ФЗ 152 от 27.07.2006 «О персональных данных», который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств. Основным направлением действия 152-ФЗ является защита от использования личной информации незаконным путем.№ 2129-р Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта и робототехники является программным документом, который устанавливает базовые принципы формирования законодательства в сфере ИИ, определяющим сферы применения технологий искусственного интеллекта и отрасли права, требующие постепенного внесения изменений, а также ключевые вопросы, требующие внимания при выработке госполитикии нормативно-правовому регулированию. Кроме того, Концепция содержит достаточное количество положений, закрепляющих гарантии прав граждан при использовании технологий ИИ. Например, документ особо подчеркивает – новые технологии необходимо использовать в рамках человеко-ориентированного подхода, подразумевающего, что конечной целью применения технологий искусственного интеллекта является повышение качества жизни граждан, соблюдение их прав и свобод, обеспечение благополучия и безопасности, а также его подконтрольность человеку в той мере, в какой это возможно с учетом требуемой степени автономности систем искусственного интеллекта и робототехники и иных обстоятельств. В связи с этим Концепция утвердила необходимость нахождения баланса между использованием персональных данных и соблюдением правил обращения с ними. Учитывая, что во многом ИИ совершенствуется путем обработки большого количества информации, включая персональные данные, государственные органы должны всячески способствовать соблюдению конфиденциальности этих данных, т.к. в любом случае развитие технологий не должно приводить к ущемлению или ограничению прав граждан, которые в соответствии с Конституцией России являются высшей ценностью.

Существует множество юридических проблем в сфере применения технологии ИИ, например:

1. Конфиденциальность данных;

2. Безопасность и ответственность. Актуальным вопрос становится в связи с активным внедрением использования беспилотного транспорта. Так, на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу юридической ответственности искусственного интеллекта за причиненный вред жизни и здоровью человека. Но постепенное увеличение числа беспилотных транспортных средств демонстрирует, что это является вопросом времени.

3. институт интеллектуальной собственности; Одним из самых актуальных вопросов использования искусственного интеллекта – это правовой режим результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в процессе функционирования ИИ. По действующему законодательству Российской Федерации создатель результата обладает правами на него, если же он создан в процессе трудовой деятельности в рамках выполнения поручения, то правами на него обладает работодатель. Однако возникает логичный вопрос, кто будет владеть правами на результат интеллектуальной деятельности, созданный автоматизированной системой на основе технологий ИИ? Ответа на этот вопрос в рамках закона пока нет. В качестве вариантов можно выделить – разработчика аппаратного комплекса, функционирующего на основе ИИ; собственника системы, использующего ИИ в процессе своей деятельности; сделать достижения ИИ общественным достоянием;

4. Этика: искусственный интеллект не только внедряется в частную жизнь людей, но и имеет потенциальную возможность заменить работников и отнять у людей рабочие места.

В заключение хочется отметить, что мы находимся в стадии зарождения правового регулирования технологий ИИ, большинство спорных вопросов не разработаны даже в трудах юристов-теоретиков. Однако основы можно считать заложенными принятием перечисленных НПА, которые будут служить фундаментом, на который будут наслаиваться следующие уровни законодательного и подзаконного регулирования.

 

Список использованной литературы:

 

1.    Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

2.    Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

3.    Распоряжение Правительства от 19.08.2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.»

4.    М. Сазонова. Искусственный интеллект и право. – 2020.

5.    А. И. Медведев. Правовые аспекты ИИ и смежных технологий. – 2022.

6.    М. Спиридонова. Правовое регулирование ИИ. – 2022.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дагестанский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная статья на тему: « Правовые аспекты применения искусственного интеллекта в государственном управлении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили студенты 2 курса 3 ДБО

 Керимханова А., Халикова М.

 

 

 

             

    

Комментариев нет:

Отправить комментарий